Альтернатива устыжению или что делать, если нельзя стыдить ребенка?

Всем известно, что нет таких людей, которые никогда не ошибались и не ошибаются. И отношения к своим ошибкам, промахам, сюда можно добавить и недостатки, может либо не давать развиваться, либо явится толчком к дальнейшим продвижениям к успеху. Есть такая фраза, которая мне очень нравится: «Ошибайтесь быстрее, скорее добьетесь успеха!» Для меня, оптимистичная, мотивирующая и забавная фраза". К чему я это все говорю: когда родители воспитывают ребенка, они сталкиваются с разными ситуациями. Какие-то ситуации повторяются, а большинство являются новыми для малыша, а может быть и для вас как родителя. Ребенок приобретает опыт, сталкиваясь с разнообразными трудностями и учась их преодолевать (или избегать). Как будет реагировать ребенок на проблемы и что будет делать зависит и от того, чем будут руководствоваться его родители в воспитании.

Вместо того, чтобы стыдить ребенка, когда он сделал что-то плохо, неправильно поступил или ошибся, начните по-новому обсуждать каждую ситуацию в отдельности. Говорить нужно обязательно без посторонних глаз и ушей, тет-а-тет. Обговаривать возможные причины и результаты того, что он делал.

Все мы можем ошибаться, растеряться, быть слабыми, делать что-то дурное. И когда вдруг обнаруживаем, что вот так поступили, важно не критиковать себя и избегать общения с другими. Это не приносит пользы для человека. Гораздо эффективнее конструктивно разбирать следствия ваших поступков.

Когда ребенок совершил плохой поступок, родители могут рассказать малышу о своих чувствах в связи с этим. " Я волнуюсь" или «Я рассержен». Затем спросите ребенка, что заставило его именно так сделать. В большинстве, дети говорят, что «Не знаю, почему так себя вел или веду». Зачастую дети могу на самом деле не знать причины своего поведения. Если причина не известна ребенку, объясните ему, что когда он поступает так..., то остальные люди могу чувствовать себя так...

Таким образом, родитель не говорит о ребенке ничего такого, что может привести к негативным мыслям малыша о себе. Родители, такими объяснениями без пристыживания, помогают малышу легче впитывать и понимать моральные нормы и социальные ограничения.

Когда непрерывно говорят ребенку: «Ты плохой (непослушный, не воспитанный), через какое-то время он будет уверен в том, что он такой. И для того, чтобы уменьшить или убежать от чувства никчемности, малыш начнет обманывать, перенося вину на другого, скрываться и оправдываться.

Чтобы поменять ситуацию в корне, нужно говорить ребенку слова любви, принятия его, говорить о своих чувствах по отношению к поступку и событий. „Ты хороший мальчик (хорошая девочка)! Я тебя очень сильно люблю! Твой поступок был такой-то… ты поступил так-то, что этим людям и тебе от этого стало так-то и так-то“. Этими словами родители учат ребенка делать работу над ошибками, исправлять их. И в тоже время, ребенок начинает понимать и чувствовать, что родители принимают его всецело: с минусами и с плюсами. И любят ребенка вне зависимости от его недостатков и достоинств, от его ошибок и успехов.

Таким образом родители дают своим детям возможность максимально усилить ресурсные, сильные и хорошие качества.

Автор: Кещиян Татьяна

1208