Кризис трехлетнего возраста

— Уходи от меня! Я с тобой больше не дружусь! Сейчас как зареву на тебя! Вот так реакция на обожаемых родителей.

Что происходит?

Это называется кризисом трех лет. Тут срочно необходима детская психологическая помощь, которая поведает Вам как вести себя с таким малышом. Итак, Ваш малыш вошел в полосу третьего кризиса в своей жизни — кризис трех лет. Прошлые два кризиса вы уже пережили и скорее всего даже не заметили их. Так происходит потому что при первых двух кризисах самосознание ребенка только зарождалось, а теперь зацвело бурным цветом. Причем самосознание это теперь ярко эмоционально окрашено. Малыш действительно считает себя самым умным, самым красивым, самым самым. Его самооценка завышена, что совсем неплохо, так как она побуждает ребенка соответствовать той высокой планке, которую он для себя поставил.

И как вести себя с малышом при кризисе трех лет?

Детские психологи в один голос советуют поддерживать высокое мнение малыша о себе. Потому что именно в этом возрасте(2,5 — 3 года) ребенок впервые осознает себя как отдельную личность, которая имеет свои предпочтения и вкусы и вправе сама выбирать, что любить, а что — нет. «Я — сам!» — этими словами малыш заявляет о рождении своей личности и эта личность желает самостоятельно управлять своей жизнью. К этому новому «Я», советуют детские психологи, необходимо относится бережно и уважительно, потому как эта новорожденная личность переживает тяжелый период не только для родителей, но и, главным образом, для себя. Маленький человечек находится в трудном положении: с одной стороны он все хочет делать сам и самостоятельно управлять своей жизнью, поэтому отвергает помощь и заботу родителей; с другой — малыш осознает что не может полностью обойтись без родительской опеки и продолжает тянуться к папе и маме. Это шаткое и двойственное положение порождает неустойчивое и неуравновешенное поведение ребенка: капризы, истерики, вспышки агрессии, протесты. С таким поведением можно справится, утверждают детские психологи. Нужно только уважительно относится к личности ребенка, дать ему понять что вы цените и уважаете его мнение, интересы.

Все равно протестует?

Вот несколько советов детской психологической помощи:

  • Постарайтесь дать малышу свободу выбора: «Что ты хочешь, чтоб я тебе почитала: Чипполино или Красная шапочка?». Дайте ему самостоятельно принимать простые решения, а более серьезные принимайте сами.
  • Не пытайтесь заставить его что-то делать, а попросите помощи, например: «Помоги, пожалуйста мне собрать игрушки, а то тут так их много — я сама не справлюсь».
  • Не делайте за ребенка, то что он в состоянии сделать сам: не кормите с ложечки, не завязывайте шнурки, если он сам это умеет.
  • Теперь, когда ребенок будет все стараться сделать сам, учитывайте что делает он даже простые вещи медленнее Вас, поэтому оставляйте временной запас.
  • Не «разжевывайте» малышу что-то подолгу, его это будет раздражать. Коротко и четко скажите что Вам нужно и сразу приступайте к действию вместе с ним.
  • Попробуйте использовать обратные просьбы, если Вам на все говорят «Нет!». Например, если вы хотите чтоб он скушал овощи, скажите «Сегодня я тебе не дам ни морковки, ни огурцов!».
  • Создавайте положительные перспективы: «Докушаешь кашку и пойдешь смотреть мультик».
  • Вашему малышу очень сложно выражать свои эмоции и чувства. Не давите на него:«Что не так? Чем ты так расстроен?», а то он и впрямь расстроится, потому что мама так говорит. Лучше спокойно перечислите спектр эмоций: «Ты сердишься? Боишься что наругают? Тебе больно? Ты устал?». Возможно он снова зарыдает, но это будут успокаивающие слезы.

Как быть с излишней самоуверенностью малыша?

На самом деле это огромный плюс этого возраста. Самоуверенность делает ребенка настойчивым исследователем. Он будет ошибаться, учится и снова идти вперед, потому как уверен, что справится. Главное чтобы семья признала такую наступательную активность и не мешала ему. Тогда проблем в этой области не будет. Что делать с «неправильным поведением» ребенка? Ни в коем случае не искоренять, так как в период кризиса это как раз правильное поведение(неправильным будет, если из всех семи признаков у малыша не проявится не один). Просто некоторые проявления кризиса ребенка нужно переводить в благотворное русло. Вот несколько советов детских психологов:

  1. Самая общая рекомендация: держите дистанцию. Это период когда ребенок осмысливает себя отдельно от окружающих, не мешайте ему в этом.
  2. Негативизм: ребенок отказывается что-либо делать, только потому что это предложили Вы — взрослый человек.
  3. Упрямство: настаивает на своем не потому что этого сильно хочет, а потому что об этом заявил.
  4. Обесценивание того что любил прежде, того что нравилось(может порвать любимую книжку, или сломать обожаемую игрушку)
  5. Становится строптивым. Причем это направленно не против мамы или папы, а против принятых в семье норм.
  6. Конфликтность. Ребенок находится в состоянии войны со всеми.
  7. Своеволие. Малыш требует возможности осуществления своих личных и персональных намерений.
  8. Деспотизм. Ребенок стремится управлять всем вокруг. Особенно остро это проявляется у единственных детей, которых, как правило, все опекают и балуют.

Главное не забывайте, что это упрямое существо на все отвечающее «Нет!», это Ваше обожаемое чадо. Дайте ему немного отдалится и скоро он вернется к Вам любящим и послушным.

По материалам Заряны и Нины Некрасовых

1301