Социальные страхи появляются у людей постепенно в процессе преобразования биологических страхов. Младенец боится темноты, резких громких звуков и одиночества. Взрослея малыш знакомится с окружающим миром и понимает, что есть иные вещи и ассоциации с ними, которых стоит боятся. Например, ребенок побывав на приеме у стоматолога, начинает боятся белых халатов, звук сверла и специфический запах, возникающий при сверлении зуба. С поступлением в школу появляется целый ряд новых страхов: получить плохую оценку, замечание учителя или порицание родителей. При всем этом ситуации, вызывающие биологические страхи, то есть те что реально опасны для жизни и здоровья человека, происходят реже. Поэтому страхи социальные становятся на первое место, отодвигая биологические страхи на задний план.
Социальные страхи происходят из биологических и содержат весомую социальную часть, которая становится превыше даже биологических факторов выживания. Проявления социальных страхов связано с исторической реальностью, обычаями, традициями общества и статусом самого человека. Например, самураи в Японии XVI-XVIII века предпочитали совершить сэппуку(самоубийство) нежели сдаться врагам или жить в позоре поражения. Страх перед жизнью в позоре был намного страшнее биологического и естественного страха смерти.
Социальные страхи имеют характерные особенности:
Существует несколько основных видов социальных страхов: