Уметь сказать НЕТ

По меньшей мере трем четвертям участников моих курсов и практикумов часто бывает трудно ответить «нет» на сделанные им предложения, даже если это доставляет им неприятности.

Такая неспособность определить границы запросов других людей, защитить собственное личное пространство, даже свой «тайный сад», почти всегда объясняется недостаточной уверенностью в себе и особенно недостаточной любовью к себе. Это значит, что человек придает больше авторитетности и значения мнению другого, чем своему собственному, что насильственно пересекает свои потребности и приоритеты в пользу запросов и требований (подчас тиранических) окружающих. Подобное поведение часто связано и с опасением разочаровать других. Те, кто страдает от так называемого burn out, часто как раз не умеют сказать «нет» — «нет» уважительное к другому, становящееся таким вследствие уважения самого себя.

Ведь мы имеем право охранять наше внутреннее пространство от чрезмерных посягательств других. Это даже является одним из базовых условий настоящей свободы. Уметь сказать «нет», твердое «нет», без агрессивности и без чувства вины, и есть проявление настоящей эмоциональной зрелости. Это характерно для личности, прислушивающейся к собственным потребностям и уважающей их. Парадоксально, но в настоящем «нет», коренящемся в глубинном «я», в уважении к собственному жизненному пространству, содержится и скрытое «да». «Нет» одновременно означает «да» чему-то другому (потребности, ценности, и т.д.), чему-то более важному для нас. Так же точно и «да», произнесенное под давлением, с чувством вины или другого вредного мотива, содержит в себе скрытое «нет», сказанное нашим собственным потребностям.

Приведем пример. Представьте, вы вдова или разведены, живете одна и работаете администратором в центре социальной защиты в бедном, неблагополучном квартале. Это работа требовательна и изнурительная, ведь вам приходится иметь дело с людьми зачастую заброшенными, раздраженными, угнетенными. Если у вас есть единственная дочь, она замужем, ее зовут Жюльетта, и она только что родила ребенка. Вы часто приходите к дочери, чтобы с ним посидеть.

Вот вы возвращаетесь домой вечером в пятницу, на пределе сил, после особенно утомительной рабочей недели. Вы мечтаете только об одном: принять теплую ванну и уютно устроится на диване, чтобы послушать тихую музыку или почитать хорошую книгу. Едва вы успели скинуть пальто, как звонит телефон.

«Алло, мамочка! Это Жульетта. Мамочка, мы с Жоржем так хотим пойти вечером в кино, сегодня последний день показывают «Террор на камчатке». Ты не могла бы посидеть с ребенком?»

Перед вами выбор – сказать «да», возможно, даже с легким чувством вины (очень вероятно!). Но это «да» на самом деле «нет» — нет вашей глубокой потребности отдохнуть, заняться собой. Потребности, которая необходима не только для работы, но и для того, чтобы просто порадоваться жизни, а ведь это ваше главное основополагающее право. Это еще и «нет» способности Жюльетты принять вас с вашими определенными границами м ВАШИМИ потребностями и проявить достаточно изобретательности, чтобы найти другое решение – в крайнем случае (экое упущение!) не пойти в кино.

Еще вы можете сказать Жюльеттетвердое «нет», в котором для вас заключается «ДА» — «да» — вашей глубокой потребности, и это выражение вашей любви к самой себе. Парадоксально, но это еще и «да» способности Жюльетты найти другое решение и принять вас такой, какая вы есть.

Источник: Прадерван

901